Добрый день, дорогие друзья!
Сколько книг было написано на тему комбинаций! Поражающие своей глубиной комбинации Алёхина, Таля, Каспарова и других корифеев навсегда вошли в золотой фонд шахматного творчества. Именно с остротой комбинационного зрения чаще всего связывают талантливость шахматиста, однако, на мой взгляд, комбинировать, находить эффектные удары, неожиданные выпады и блестящие жертвы может научиться каждый!
Известно, что шахматы на 90% состоят из тактики.
Как? Для начала, давайте разберёмся что же такое комбинация?
Комбинация — это форсированный вариант с жертвой. А чем же отличается тактика от комбинации? Тактика не всегда предполагает жертву, например в этой позиции у белых есть тактика:
Чёрные не придали значения последнему ходу соперника Kge2, которым тот взял под контроль поле d4 и неосторожно ответили Се6??, на что незамедлительно последовало
1.d4! ed 2. ed Cb4 3.d5, и белые ловят на вилку коня и слона чёрных. 1-0.
Комбинации можно классифицировать по:
1. Мотивам: плохое положение короля, возможность шаха или нападения на ферзя, рентгены, неудачное расположение фигур)
2. Объектам атаки: комбинации, направленные против неприятельского короля, или против фигур и пешек.
3. По тактическим приёмам: отвлечение, завлечение, двойной удар, связывание, линейный удар, нападение, уничтожение защиты, освобождение и блокирование полей, вскрытие и запирание линий,
4. По целям: на мат королю, на выигрыш материала, на улучшение позиции, на ничью (пат, блокада позиции, крепость или вечный шах или вечное преследование).
Бытует мнение, что комбинационное зрение зависит от таланта шахматиста, однако, если бы это было так, то рейтинги разряды шахматистов не росли бы, а раз растут – значит комбинационное зрение можно и нужно развивать! Важно исследовать и понять суть комбинаций, и вы довольно быстро научитесь находить их моментально, достаточно будет лишь беглого взгляда на доску, и вы сразу увидите красивое решение, если изучите основные мотивы и инструменты.
А какие основные мотивы у комбинаций?
1. Плохое положение короля.
2. Неудачное расположение фигур.
3. Рентгены.
4. Возможность шаха или нападения на ферзя.
И инструменты, позволяющие эти мотивы использовать.
Наиболее популярные:
- нападение;
- двойной удар;
- отвлечение;
- завлечение;
- связка;
- перекрытие линий;
- освобождение поля или линий;
- уничтожение защиты.
Плохое положение короля – самый частый мотив в игре. Существует несколько подвидов этого определения. Как понять, слабый ли король, или нет? Есть такие виды ослабленного положения, как:
а) слабость 1 (8 ряда);
б) король лишён пешечного прикрытия, либо оно испорчено (пешки рядом с королем сдвоены);
в) король не рокирован, либо застрял в центре и не может рокировать;
г) король вышел погулять :), то есть короля извлекли, и он марширует по доске под огнём вражеских фигур.
Обратимся к этой позиции:
Начинаем не с расчёта вариантов, а с поиска мотива! Бросается в глаза отсутствие форточки у обоих монархов, а значит: слабость восьмого ряда! Вот так просто, такие мотивы может распознавать каждый шахматист. На доске также есть ещё один мотив – фигурная защита. То есть ладья на d8 защищена фигурами – ферзем и ладьей. Много лучше, когда фигура стоит под защитой пешки, ведь пешку сложнее отвлечь, а фигуру – запросто! Отсюда следует один из важных инструментов: отвлечение. Фигуры защищающие ладью на d8 это ферзь с7 и ладья c8. Отсюда следует ход 1.Фa7!! Теперь на любое взятие ферзя следует взятие на d8 с матом следующим ходом.
Если черные отступают ферзем на c8 следует Ф:а8 Ф:а8 Л: d8 с матом.
Часто встречается и такой мотив как неудачное положение фигур
Типовые ситуации неудачного положения фигур:
а) висячие (ничем не защищённые);
б) не имеющие доступных ходов;
в) фигурная защита (защищать фигуру другой фигурой опасно, так как, защищающую могут отвлечь от защищаемой или уничтожить, лучше пешечная защита).
Ход белых, подмечаем 2 мотива: висячая фигура – конь на е4 и возможность шаха. Отсюда следует ход 1.Фа4+! и взятие коня следующим ходом.
Третий мотив - Рентгены. Рентген — воздействие дальнобойной фигуры на какое-либо поле через неприятельскую фигуру или пешку.
Белые предыдущим ходом неосторожно сыграли Сd3, не заметив рентген ферзя на слона g5 (первый мотив), который обеспечен лишь фигурной защитой (второй мотив). Чёрные проводят тактическую операцию: 1. …К:g5! 2.K:g5 dc и один из слонов белых гибнет. Черные не просто нашли комбинацию благодаря видению мотивов. Они создали мотив – рентген ферзя на слона решил исход борьбы!
Последний мотив — возможность шаха или нападения на ферзя — на доске встречаетсятак же часто, как и предыдущие.
Кроме разобранного нами ранее мотива плохого положения короля (слабость 8 ряда), есть еще один – возможность шаха 1.Ф:f7!! (отвлечение ладьи от защиты 8 ряда… ради ещё одного шаха) Л:f7 2.Лd8+Лd8 3.Л:f8Х.
Дело в том, что шах — это тот ход, который нельзя игнорировать, и сопернику приходится делать вынужденные ходы. Таким образом, мы получаем возможность сделать как бы несколько ходов подряд. Особенно эффективно сочетать шахи с нападением на другие фигуры:
Тут 2 мотива: висячая фигура — ладья на а8, и возможность шаха на f7, поэтому 1.С:f7+! Кр:f7 2.Фd5+ и 3.Ф:а8 с лишним качеством у белых.
Все мотивы являются понятными и легко запоминаются большинству шахматистов, а тактические приемы сразу напрашиваются – стоит лишь увидеть мотив!
Математики подсчитали, что шахматных комбинаций больше, чем атомов в северно-ледовитом океане, однако основных мотивов и инструментов, которые их описывают – не более пары десятков! Освойте их, и вы покорите Её Величество – Комбинацию!
Онлайн школа шахмат Space Chess для взрослых и детей. Курсы, обучающие программы, индвидуальные занятия по скайп. Видео-уроки, домашние задания, тесты, вебинары, мастер-классы, стримы, статьи, турниры, конкурсы, решение задачек, общение и многое другое.
Обучение
Школа
Сообщество
авторизуйтесь